ВСЁ О ПИЛЕ

( Со звуком π )

Кто-то пилит на скрипке -
а я скриплю на пиле...
_____________________


Пиу-пиу-пи-ла-ла -
пела губами своими Пила,
подставляя нежным
русо-конским,
напомаженным тертым
канифольно-застывшим еловым маслом
волосам Контрабасового Смычка -
свои острые, как бритва, акульи зубки,
делая при этом вид, будто это
безобидные зубья гребёнки...
Однако опытный в таких делах Смык
всегда умел вовремя зайти Пиле сзади -
в тыл и пощекотать своими нежными,
но туго натянутыми волосами её гладко отполированный
загривок...
Пиле же это на самом деле нравилось -
и она, пружинисто извиваясь всем телом,
как змея или кошка -
снова и снова - и ши-пела
и мурлыкала - и со-пела:
пиу-пиу-мяу-мяу-
пи-пи-пи-ла-ла-ла-
пилала...


Смычок именовался (и представлялся так везде) Контрабасовым, потому что когда-то давно, видимо, по какому-то легкомыслию (или еще из каких соображений - безопасности, например) взял фамилию своей жены Контрабассы, да так и привык к ней...
Но однажды, быв на гастролях в каком-то городке (или деревушке), он случайно на задворках увидел свою Пилу, одиноко и как-то обречённо прислонившуюся к стене то ли амбара, то ли курятника... Смычок подошел к ней и инстинктивно-автоматически утешительно погладил её по длинной шее... Пила же взвизгнула от неожиданности и чуть даже не укусила незнакомца своими острыми, как бритва, многочисленными, как у акулы зубами... Но, видя, что Смык к ней с хорошими намерениями (и манерами), не стала возражать, чтобы он обнял её - не только за шею, но и за позвоночник... - И о, Чудо! - Она вдруг запела несказанным голосом!.. Так что, можно сказать, они подошли друг другу...
Закутав в плед, он тайно вывез её в свой город...
Но Контрабасса всё равно как-то узнала о сопернице и теперь нет-нет, но чем-нибудь, да помстит Смычку за измену...

Надо сказать, что Контрабасса, конечно же, более совершенное создание, более окультуренное и даже цивилизированное орудие по производству (и воспроизводству) звуков (например, музыки). Всё в ней (как орудии) продумано и просчитано до мелочей: и пропорции, и физиология, и внешние данные (эталон ведь - Богиня Скрипа!)...
 Пила
У Пилы же всё гораздо проще и грубее - как и её чисто функциональное происхождение: в лучшем случае разделывать деревья на пиломатериалы (а в еще более лучшем - разделывать элитные из деревьев на материалы для благородных звуковых инструментов)... Зато и тело у неё, изменяясь целеустремленно в одном направлении (погружения как можно глубже в материал), постепенно мутировало в удивительно цельное и крепко-здоровое образование: так, внешние органы у неё не отделены от тела, а непосредственно и естественно вытекают из последнего. Кроме того, наблюдается фунциональная универсальность и экономность этих органов: уши - они же руки и плечи (причем, голова и хвост при её движении постоянно меняются местами), зубы - они же ноги (и может быть, даже глаза)... Пила напоминает мне рыбу (не обязательно Рыбу-пилу), сдавленную эволюцией с боков толщей воды... Пила и купается свободно в море леса, как рыба в воде... Но самое, быть может, важное в Пиле находится в потенции её третьего измерения (которое, конечно, было бы невозможно без первых двух эволюционных) - а именно: когда появляется касательная к её плоскости (замкнутый тетивой лук, или, по-нашему, смычок). И то, что было досадной издержкой однонаправленного развития (частые случайные изгибы плоскости в третье измерение с издаванием режущих уши вибраций - для утилитарных нужд нужна идеальная несгибаемость, жесткость), - это-то и явилось её главным достоинством! - То есть, её Вибратор является одновременно (и бивалентно) и её (его) Резонатором-усилителем! Благодаря своим природным ширине, широте и плоскоте Пила является полифункционально-компактным образованием (не имея при этом почти никакого образования). Для сравнения вспомним Контрабассу - она ничто без своего, в сущности, пустого тела-резонатора... Её длинные, круглые в поперечнике, косы смогли бы лишь шептать, не будь у них этого усилительного ящика! Пила же - это, на самом деле, плоская струна, натянутая в себе самой всей своей широкой плоскостью... А зубы тогда - это, казалось бы, атавизм? Но это как сказать... Например, представим себе анекдот: публичная казнь (скажем, уличного музыканта). Палач открывает футляр для топора, - а там пила, он тут же звонит по мобильнику жене, чтобы не ждала его к обеду: видимо, по желанию клиента, у которого жизненный процесс был до обидного слишком короткий, ему, ради компенсации этого, разрешено продлить процесс смерти... Казнимый просит в последнем слове, чтобы ему принесли смычок и дали немного подержать в руках само орудие его предполагаемой бесконечной смерти, - а сам берет и издает смычком на этой пиле ужасающие, душераздирающие - прямо-таки убийственные звуки... Вся публика, включая короля и бедного ничего не понимающего теперь палача, конечно же, бегут с этого ужасного места в паническом страхе: - А сам виновник представления торжествующе исполняет затем в гордом одиночестве гимн "Боже, храни Королеву!" (вариант: "Союз нерушимый...") - а после поднимает над головой пилу зубьями кверху, сжав её полумесяцем: в виде Короны-диадемы... (вот почему зубы - не атавизм!)... Мораль: настоящая музыка побеждает смерть!

Не все пилы звучат одинаково. Потому что пилы бывают разные. Различают: Деревянные, Каменные (Костяные), Золотые, Серебряные, Бронзовые (Латунные), Железные (Стальные), Электромеханические ("Болгарки"), Оптоэлектронно-генераторные (в простонародье "Лазерные") и другие...
Но на Звук и Цвет ведь товарищей нет...


Сергей Вяткин