СКИФСКАЯ АРФА:
ОТ РЕКОНСТРУКЦИИ К СОЗДАНИЮ | ||
Реконструкция (воссоздание) материальных памятников музыкальной культуры, к числу которых, безусловно, относится т.н. скифская арфа, найденная археологом С.И.Руденко во время экспедиции 1948-1950г.г. в Пазырыкском и Башадарском курганах-могильниках (Горный Алтай) - имеет большое значение для исследования внутреннего, духовного мира наших далеких предков. Автор статьи в 1995г., опираясь на научное описание, выполненное археологом С.И.Руденко, а также консультируясь с научными сотрудниками Государственного Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), осуществил реконструкцию этого памятника, используя также фотографию находящегося в Эрмитаже (Санкт-Петербург) экземпляра скифской арфы. В процессе работы учитывались не только геометрические параметры, но и материалы (дерево, кожа), из которых были изготовлены инструменты, и место их происхождения (Алтай). Скифская арфа представляет собой по форме вытянутую, зауженную к середине долбленую лодочку длиной 83 см. Корпус закрыт составным резонатором: по краям - кожаная мембрана, в середине - деревянная дека с крестообразной прорезью. Струны (предположительно от двух до семи) крепятся к деревянному струнодержателю, имеющему вид перевернутой буквы "Т" с отверстиями на обеих ножках, одна из которых крепится кожаным ремешком за проушину на корпусе. Противоположные концы струн прикреплены к проушине на другой стороне корпуса. К этой же проушине кожаным ремешком прикреплен изогнутый обломанный деревянный "отросток", назначение которого пока неясно. Возможно, это остаток дуги, на которой фиксировались противоположные от "Т"-образного струнодержателя концы струн, а другим концом эта дуга закреплялась через металлическое кольцо на распорке в месте прилегания (соприкосновения) кожаной и деревянной частей (резонатора) Назначение дуги - передавать звуковые колебания от струн на резонатор. Первые экземпляры воссозданных двух- и шестиструнной арф находятся в ГМИЛИКА, в Музее театрального и музыкального искусства С-Петербурга, в частной коллекции музыкальных инструментов народов мира В.А.Брунцева. Некоторые из усовершенствованных инструментов уже входят в практику, звучат в концертах, на радио, по телевидению в Барнауле, в Республике Алтай, Москве, С.-Петербурге, в Швейцарии. На этих инструментах имеются деревянные палочки-колки для настройки и подставка для лучшей передачи звуковых колебаний на мембрану. Оригинал, по-видимому, настраивался поворотом кожаного ремешка (остатки ремешков сохранились на экспонируемом в Эрмитаже фрагменте) на струнодержателе, который закреплен с известной степенью свободы, т.е. им можно пользоваться как вибратором, усиливая и ослабляя натяжение струн. Автор считает это основным отличием скифской арфы от всех других струнных инструментов, ее главным индивидуальным достоинством. Акустические особенности изготовленного в процессе реконструкции инструмента вызвали живой интерес у музыкантов-исполнителей, пробудили у многих желание услышать реальное звучание музыки уже не существующей -цивилизации, а также обогатить современную практику музицирования новыми тембрами. Это, в свою очередь, вдохновило мастера, автора этих строк, на продолжение работы по усовершенствованию скифской арфы применительно к требованиям нашего времени. Как, не теряя "первородных" конструктивных и акустических особенностей скифской арфы, сделать ее более эргономичной, более звучной, как решить проблему надежности настройки - эти и ряд других вопросов неизбежно возникли перед мастером. На III Международной инструментоведческой конференции в С.-Петербурге в 1997 г. автором были показаны три варианта концертной скифской арфы (две двуструнные и одна шестиструнная) а также - фантазия на тему скифской арфы, двуструнный музыкальный инструмент в форме уточки. Кроме описанных выше конструктивных особенностей представленных на конференции инструментов следует отметить еще одну авторскую находку: впервые в практике строительства музыкальных инструментов на струны были поставлены слегка изогнутые свинцовые цилиндрнки-ползуны с продольными отверстиями для струн. Передвигая ползун вдоль струны, укорачивая или удлинняя звучащую часть, можно как повышать или понижать звук, интонируя мелодию, так и быстро изменить и зафиксировать строй. NB. Если в археологических раскопках будет найдено нечто подобное, даже в другом материале (кость, золото...), автор с радостью откажется от приоритета в пользу своих далеких мастеров-предшественников. На IV Международной конференции в С.-Петербурге в 2000г., автор представил новый вариант реконструкции скифской арфы, на которой были установлены: деревянная дуга для передачи колебаний от струн к резонатору и деревянные пружины, закрепленные через 3-х гранную деревянную шпильку на ножке рычага в сторону резонатора, с целью передачи звуковых колебаний на деревянную часть резонатора (деку) и для равномерного распределения давления по резонатору. Арфа окрашена киноварью (остатки киновари сохранились на первоисточнике) и отделана латунной фольгой (под золото) с простейшим орнаментом. Скифские арфы работы мастера А.Гнездилова
|
Смотрите также: |