А.Гнездилов, г. Барнаул

СКИФСКАЯ АРФА: ОТ РЕКОНСТРУКЦИИ К СОЗДАНИЮ
НОВОГО КОНЦЕРТНОГО ИНСТРУМЕНТА


Реконструкция (воссоздание) материальных памятников музыкальной культуры, к числу которых, безусловно, относится т.н. скифская арфа, найденная археологом С.И.Руденко во время экспедиции 1948-1950г.г. в Пазырыкском и Башадарском курганах-могильниках (Горный Алтай) - имеет большое значение для исследования внутреннего, духовного мира наших далеких предков. Автор статьи в 1995г., опираясь на научное описание, выполненное археологом С.И.Руденко, а также консультируясь с научными сотрудниками Государственного Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), осуществил реконструкцию этого памятника, используя также фотографию находящегося в Эрмитаже (Санкт-Петербург) экземпляра скифской арфы. В процессе работы учитывались не только геометрические параметры, но и материалы (дерево, кожа), из которых были изготовлены инструменты, и место их происхождения (Алтай).

Скифская арфа представляет собой по форме вытянутую, зауженную к середине долбленую лодочку длиной 83 см. Корпус закрыт составным резонатором: по краям - кожаная мембрана, в середине - деревянная дека с крестообразной прорезью. Струны (предположительно от двух до семи) крепятся к деревянному струнодержателю, имеющему вид перевернутой буквы "Т" с отверстиями на обеих ножках, одна из которых крепится кожаным ремешком за проушину на корпусе. Противоположные концы струн прикреплены к проушине на другой стороне корпуса. К этой же проушине кожаным ремешком прикреплен изогнутый обломанный деревянный "отросток", назначение которого пока неясно. Возможно, это остаток дуги, на которой фиксировались противоположные от "Т"-образного струнодержателя концы струн, а другим концом эта дуга закреплялась через металлическое кольцо на распорке в месте прилегания (соприкосновения) кожаной и деревянной частей (резонатора) Назначение дуги - передавать звуковые колебания от струн на резонатор.

Первые экземпляры воссозданных двух- и шестиструнной арф находятся в ГМИЛИКА, в Музее театрального и музыкального искусства С-Петербурга, в частной коллекции музыкальных инструментов народов мира В.А.Брунцева. Некоторые из усовершенствованных инструментов уже входят в практику, звучат в концертах, на радио, по телевидению в Барнауле, в Республике Алтай, Москве, С.-Петербурге, в Швейцарии. На этих инструментах имеются деревянные палочки-колки для настройки и подставка для лучшей передачи звуковых колебаний на мембрану. Оригинал, по-видимому, настраивался поворотом кожаного ремешка (остатки ремешков сохранились на экспонируемом в Эрмитаже фрагменте) на струнодержателе, который закреплен с известной степенью свободы, т.е. им можно пользоваться как вибратором, усиливая и ослабляя натяжение струн. Автор считает это основным отличием скифской арфы от всех других струнных инструментов, ее главным индивидуальным достоинством.

Акустические особенности изготовленного в процессе реконструкции инструмента вызвали живой интерес у музыкантов-исполнителей, пробудили у многих желание услышать реальное звучание музыки уже не существующей -цивилизации, а также обогатить современную практику музицирования новыми тембрами. Это, в свою очередь, вдохновило мастера, автора этих строк, на продолжение работы по усовершенствованию скифской арфы применительно к требованиям нашего времени. Как, не теряя "первородных" конструктивных и акустических особенностей скифской арфы, сделать ее более эргономичной, более звучной, как решить проблему надежности настройки - эти и ряд других вопросов неизбежно возникли перед мастером.

На III Международной инструментоведческой конференции в С.-Петербурге в 1997 г. автором были показаны три варианта концертной скифской арфы (две двуструнные и одна шестиструнная) а также - фантазия на тему скифской арфы, двуструнный музыкальный инструмент в форме уточки. Кроме описанных выше конструктивных особенностей представленных на конференции инструментов следует отметить еще одну авторскую находку: впервые в практике строительства музыкальных инструментов на струны были поставлены слегка изогнутые свинцовые цилиндрнки-ползуны с продольными отверстиями для струн. Передвигая ползун вдоль струны, укорачивая или удлинняя звучащую часть, можно как повышать или понижать звук, интонируя мелодию, так и быстро изменить и зафиксировать строй.

NB. Если в археологических раскопках будет найдено нечто подобное, даже в другом материале (кость, золото...), автор с радостью откажется от приоритета в пользу своих далеких мастеров-предшественников.

На IV Международной конференции в С.-Петербурге в 2000г., автор представил новый вариант реконструкции скифской арфы, на которой были установлены: деревянная дуга для передачи колебаний от струн к резонатору и деревянные пружины, закрепленные через 3-х гранную деревянную шпильку на ножке рычага в сторону резонатора, с целью передачи звуковых колебаний на деревянную часть резонатора (деку) и для равномерного распределения давления по резонатору. Арфа окрашена киноварью (остатки киновари сохранились на первоисточнике) и отделана латунной фольгой (под золото) с простейшим орнаментом.

Скифские арфы работы мастера А.Гнездилова
(описание)

Двуструнная скифская арфа представляет собой лодочку-долбленку длиной 52 см, немного расширенную (до 12 см) к середине для увеличения площади колебательного контура (еловой деки). Дно корпуса слегка выпуклое для достижения объемного звука. Подставка для струн двуножная, съемная. Ее конструкция позволяет ставить струны параллельно деке при игре смычком, либо - под углом, при игре приемом балалаечного "бряцания" или игре медиатором на тремоло. Подставка для передачи звуковых колебаний на еловую деку - двуножная (ножка у основания прижимается к деке, ножка у конца имеет обратное давление - от деки, в этом месте по обе стороны расположены два голосовых отверстия - прорези). Колки для настройки -гитарные. Рычаг-вибратор (он же - струнодержатель) изготовлен из стальной полосы, съемный, приводится в движение подбородком. Изменение высоты звука производится при помощи описанных ранее ползунов. Инструмент обладает красивым певучим звуком.

Семиструнная скифская арфа также представляет собой лодочку-долбленку длиной 83 см, немного зауженную к середине, тем самым сохраняется внешнее сходство с оригиналом. Дека еловая, цельная, прямая, но без прогиба к середине, (этот прогиб имеется на оригинале) Подставка для струн двуножная, причем ножка, стоящая на деке, с вертикальной прорезью (здесь проходят струны, не касаясь ножки). В ножке, стоящей на корпусе, просверлены отверстия для струн. Чтобы равномерно распределялась нагрузка на рычаг-вибратор, басовые струны расположены ближе к деке, вертикально одна над другой. Три басовые струны намного толще и настроены значительно ниже. Два голосовых отверстия-прорези находятся с обеих сторон от ножки подставки со стороны съемного рычага-вибратора, изготовленного из стальной полосы. Изменение высоты звука на четырех струнах среднего и нижнего регистров достигается при помощи ползунов. Три басовые струны перестраиваются, при помощи каподастров оригинальной конструкции. Вибрация звука достигается движением ноги через гибкую связь, толстую леску, протянутую от вибратора до кожаной петли, надеваемой на ступню, что высвобождает руки исполнителя.

Инструмент настраивается при помощи колкового механизма в виде коробочки с закрепленными в ней маленькими вирбелями. Этот механизм прижимается к рычагу-вибратору натянутыми струнами (не закрепляется) На инструменте возможно одновременное исполнение мелодии и аккомпанемента, хорошо звучат арпеджированные аккорды на вибрато.

Усовершенствованная скифская арфа защищена Российским патентом.


Здесь Вы можете послушать, как звучит скифская арфа: Кроме того, в разделе "Жила-была Песня" вы можете ознакомиться с творчеством группы "Скифы", в музыке которой арфа является доминирующим инструментом.
Смотрите также: