Скифской музыки теперь нет.
Вернее, она есть, но лежит где-то, под песками (времен?), уснувшая.
Она нигде здесь не звучит, так как когда она звучала, её никто не записал (нашими способами записи) и не запомнил (методами нашей памяти).
Но все равно, мы - скифы, кочевники, скитальцы, цыгане, богема... (до сих пор).
Когда мы сейчас берем в руки инструменты-ключи (ископаемые и запечатленные каким-то народом - или те, что просто сейчас под руками) и говорим друг другу: поехали! (или просто: пошли, или: помолчим, а?) - то камешки, арфа скифская, бубен шамана, шоор и комуз - и скрипка, и пила, и цверкун, гитара и флейта, и горло открывают нам в нас (и в вас) дверь за дверью, пласты за пластами (тяжелого грунта времен и людей), освобождая от снов ни кем не записанную, а потому и постоянно другую Музыку идущих Скифов.
Итак, мы играем музыку скифов, которой (и которых) нет...
Как-то я стоял на остановке, напротив Политеха, и случайно посмотрел на другую сторону проспекта. Там находился магазин боди-билдинга "Сотвори себя" (я и до этого его видел), но в этот момент букву "С" в его названии закрывал от меня столб...
Творчество существует постольку, поскольку оно отворяет для нас и в нас Музыку, творящую саму себя, синхронно с тем, что происходит и творится с нами.
Будем же слушать - и нам постучат
Мы постучим в ответ - и отворим еще пошире уши
И звуки к нам придут - а с ними - Странники возникнут перед нами, несущие с собою песни
Сергей Вяткин
Появление музыкальных картин из жизни скифов-кочевников, проживавших на территории Алтая около 3 тысяч лет назад, стало возможным благодаря полусохранившейся в вечной мерзлоте Пазырыкских курганов (респ. Алтай) арфе. Над воссозданием первоначального облика и усовершенствованием этого музыкального памятника скифской кульгуры успешно трудится автор этой публикации - член Российского творческого союза мастеров-художников музыкальных инструментов - Александр Гнездилов.
Первая возрожденная арфа появилась восемь лет назад в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. За это время было изготовлено более десятка арф различной конструкции. Дело в том, что в найденном на Пазырыке инструменте утрачены такие важные детали, как подставка для передачи колебаний струн (сохранилось две струны) к резонатору, механизм настройки, непонятно назначение треугольного отверстия на ножке рычага-вибратора, отсутствуют какие-либо украшения (курган был ограблен еще в те далекие времена), но остались следы отделки арфы (предположительно золотой фольгой).
Если форма корпуса Пазырыкской арфы и его размеры хорошо снимаются, то по разрозненным фрагментам однотипной арфы из Башадарского кургана можно судить о том, что размеры инструмента и количество струн могли варьироваться. Поэтому в экспериментальной работе автора появились двухструнные и многострунные (6-7 струн) арфы с различными приемами игры.
На двухструнке можно извлекать отдельные звуки пальцами и медиатором,
использовать прием топшурного "бряцания", смычком вести мелодическую линию. На многострунке хорошо звучат арпеджированные аккорды, можно также одновременно исполнять бас, аккорд и вести мелодию. Наличие передвигающихся по струнам ползунов (они служат для изменения высоты звука, теоретически беспредельной) и рычага-вибратора выделяют этот инструмент из всего ряда известных нам струнных музыкальных инструментов мира. Арфу можно назвать "поющей". Богатые исполнительские возможности делают инструмент привлекательным для музыкантов и слушателей. Скифскую арфу можно встретить в Горном Алтае, Новосибирске, Суздале, Львове, Москве, Санкт-Петербурге. В Барнауле она звучит уже несколько лет в руках талантливых музыкантов С.Вяткина и Е.Чикишева.
Работы автора получили высокую оценку (на уровне сенсации) на двух Международных инструментоведческих конференциях в Санкт-Петербурге (1997 и 2000 гг.) и в Центральном Государственном музее музыкальной культуры им. М.Глинки в Москве (принят заказ выставочного экспоната скифской арфы для музея, а на усовершенствованную модель выдан российский патент).
Двухструнная и семиструнная скифские арфы послужили инструментальной основой для создания этно-медитативной группы "Скифы". Археологами не обнаружено нотного письма у скифов, поэтому авторами композиций являются сами исполнители-импровизаторы группы: С.Вяткин, Е.Чикишев (руководитель рок-группы "Дядя Го"), А.Попов, К.Жигулин (автор духовной музыки и руководитель рок-группы "Сестра"), П.Каменных. Научным консультантом и ведущим на концертах группы "Скифы" в Барнауле является искусствовед, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества М.Стюхин.
В звуковых образах композиций можно услышать мирный сон охотника под звуки струящегося горного ручья, ржание коня и крики пастуха, горловое пение вымышленного эпического героя Ахтавара, звуки охоты на дикого кабана и жертвоприношения...
Днем рождения "Скифов" является выступление группы на IV Международной инструментоведческой конференции в Институте истории искусств Российской Академии наук и в Государственном Эрмитаже (где хранится найденная на Алтае арфа) в Санкт-Петербурге в ноябре 2000г.
О наших изысканиях в области музыкальной археологии стало известно в Российском Государственном этнографическом музее, в Санкт-Петербургской Государственной консерватории, Ленинградском дворце молодежи, где мы выступали по приглашению на очень представительном фестивале нетрадиционной музыки "SKIF-V", посвященном памяти композитора и пианиста, актера и режиссера Сергея Курехина, проходившего с 20 по 22 апреля 2001г.
Все перечисленное выше позволяет считать, что на общественных началах создана и работает творческая лаборатория "Музыкальная археология Алтая" (название дано при участии активного члена лаборатории М.Стюхина). При соответствующей материальной и организационной поддержке краевого руководства лаборатория может работать как государственное подразделение при комитете по культуре на профессиональной основе. Ее цели и задачи: создание условий для решения проблем, связанных с познанием особенностей, своеобразия явлений общечеловеческой культуры, ее истоков и эволюции на основе изучения и реконструкции материальных памятников алтайских скифов.
Особенностью данной лаборатории является то, что в одной структуре объединены усилия представителей науки (археология, история), литературы, танцевального и музыкально-исполнительского искусства и мастера-реставратора музыкальных инструментов.
Деятельность лаборатории планируется в следующих направлениях: научно-исследовательская, просветительская, концертная, издательская. Концертная деятельность будет включать в себя:
а) создание оригинальных самостоятельных концертных программ и театрализованных композиций этно-медитативной группы "Скифы" с использованием реконструированных музыкальных инструментов, костюмов и реквизита, основывающихся на подлинных археологических образцах из скифских курганов сибирского региона;
б) участие в концертах, театрализованных представлениях оркестра "Сибирь", просветительских программах Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая, связанных с историей культуры Алтая, раскрывающих ее неповторимое своеобразие;
в) привлечение к совместному творчеству этнографических, фольклорных, концертных коллективов и солистов Алтайского края, республики Алтай и других регионов Сибири для создания оригинальных концертных программ, иллюстрирующих археологические, научные исследования по культуре наших предков;
г) гастроли группы "Скифы" по Алтаю, России и зарубежью.
А.И.Гнездилов
руководитель творческой лаборатории
"Музыкальная археология Алтая"
В КРАЕ такого еще не было, чтобы найденные в археологических раскопках и восстановленные по фрагментам музыкальные инструменты (а ныне - музейные экспонаты) зазвучали снова... Тем не менее это факт: на днях прошла премьера сюиты "День Ахтавара" в исполнении "Скифов" - ансамбля музыкантов-импровизаторов Евгения Чикишева, Сергея Вяткина и Алексея Попова.
...ВСЕ началось в мастерской музыкального мастера Александра Гнездилова. Желание не только восстановить, но и заставить звучать в концертах инструменты коренных народов. населявших Алтай, по-видимому, было настолько сильным, что возникла идея создать лабораторию при Великорусском оркестре народных инструментов "Сибирь". В развитии оркестра как музыкального театра, быть может, и не помешала бы такая структура, в которой совершенствовался бы аутентичный (приближенный к оригинальному) звук скифской арфы и шоора (аналога продольной тростниковой флейты), воссоздавались бы маленький роговой барабанчик и костяная флейта Пана. Однако отвлекать финансовые средства на красивые, но дорогостоящие проекты в "Сибири", судя по всему, пока не готовы. А то, что делают мастер и музыканты, уже заинтересовало слушателей...
Весь день Ахтавара - от пробуждения до вечерней молитвы - не театральное действо. Образы, которые создают музыканты, исключительно звуковые. Ничего, казалось бы, не должно нарушить вечного порядка вещей - мирного сна под звуки струящегося горного ручья. Ржание коня и крики пастуха, горловое пение Ахтавара, охота, жертвоприношение... - все как всегда. Одиннадцать частей сюиты, объединённых одним названием и художественным образом, выстроены так, чтобы каждый инструмент - комус, барабан, скифская арфа, шоор и т.д. могли максимально "показать" свои возможности.
Нельзя сказать, что именно так звучала музыка древних скифов. Не осталось памятников письменности, в которых сохранилась хотя бы одна мелодия. К примеру, нет прямых указаний на то, что скифы играли смычком. Но в Китае в то время смычок уже знали... В ансамбле используются две арфы. Одна - двухструнная - насколько это возможно, точно воспроизводит и облик, и звучание инструмента, дру-гая - шестиструнная (её усовершенствованный, концертный вариант) предоставляет гораздо больше выразительных возможностей музыканту.
Интерес к поискам музыкантов в области этнографической музыки проявил благотворительный фонд Сергея Курёхина и пригласил ансамбль участвовать в 5-м Международиом фестивале "Скифы", который пройдет 20-22 апреля 2001 года в Санкт-Петербурге. Так что наши "скифы" готовятся к встрече со своими соплеменниками. Но это уже тема другого разговора...
Ольга ЗАЛЬЦМАН
Фото Александра МОСИНА
28.03.2001
"Аргументы и факты Сибирь" №13'2001
...ВСЕ началось в мастерской музыкального мастера Александра Гнездилова.
Желание не только восстановить, но и заставить звучать в концертах инструменты коренных народов. населявших Алтай, по-видимому, было настолько сильным, что возникла идея создать лабораторию при Великорусском оркестре народных инструментов "Сибирь". В развитии оркестра как музыкального театра, быть может, и не помешала бы такая структура, в которой совершенствовался бы аутентичный (приближенный к оригинальному) звук скифской арфы и шоора (аналога продольной тростниковой флейты), воссоздавались бы маленький роговой барабанчик и костяная флейта Пана. Однако отвлекать финансовые средства на красивые, но дорогостоящие проекты в "Сибири", судя по всему, пока не готовы. А то, что делают мастер и музыканты, уже заинтересовало слушателей...
Музыкальный талант - это дар, который дается свыше. Жаль,
что не каждому. К такой мысли иногда приходишь, посещая концерты местных
рок-групп. Нет, не думайте, я не хочу очернить наших замечательных
работников смычка и барабана. Тем более, что среди барнаульских музыкантов
достаточно поистине талантливых людей. Не знаю случай ли или особый закон
притяжения сводит их вместе, но именно так и появляются хорошие
музыкальные проекты. Дабы не быть голословной, хочу рассказать об одном
таком интересном проекте - группе "Скифы".
Группа эта и в самом деле довольно примечательная. Дав в
Барнауле всего два концерта (заметим, что кроме этого были еще поездки в
Москву и Питер), "Скифы" уже прочно закрепились в
сознании любителей музыкальных экспериментов. И объяснить это можно не
только составом участников, чьи имена и так на слуху: Сергей
Вяткин, Женя Чикишев (группа "Дядя Го"), Виталий Коваленко, Петр Каменных
и Константин Жигулин (группа "Сестра"). Но и бесспорной
уникальностью их совместного творения.
Для тех, кто не был на концерте или вообще первый раз слышит
о "Скифах", поясню: их музыка представляет собой
свободные импровизации и фантазии на тему древних азиатских кочевников
(тех самых скифов). Есть в ней что-то и от этноса, и от джаза, и от
релакса. Этакая медитативная композиция под названием "День
Ахтавара", рождающаяся более по интуиции, чем по каким-либо
четким канонам. Может быть этой интуитивностью музыки
"Скифов", неосознанностью ее истоков, и можно объяснить
ее глубину и загадку.
А началось все с того, что Александр Гнездилов (музыкальный
мастер и реставратор музыкальных инструментов Великорусского
Государственного оркестра "Сибирь") воссоздал по чертежам найденную при
раскопках древнюю скифскую арфу. Решив, что не гоже такому творению
молчать в музейной тишине, он обратился к своим знакомым музыкантам. Так
три года назад зародилось то, что сегодня называется группой
"Скифы". Вот, что они сами говорят об этом (и не только
об этом).
Сергей Вяткин: Просто родилась идея, чтобы
скифская арфа зазвучала, чтобы с ней выступали. Поэтому Саша Гнездилов и
собрал нас - осваивать новый инструмент.
Корр: Как Вы думаете, почему в группе
собрались именно эти люди? Это случайность?
Петр Каменных: Случайность - это
необъяснимая закономерность. Когда люди собираются вместе - это притяжение
молекул. Так что, вряд ли это можно назвать случайностью.
Корр: Кроме арфы у Вас еще много необычных
инструментов. Не возникают трудности с их нахождением?
Сергей: Мы находим их спонтанно, берем все,
что нравится.
Петр: Музыку можно играть на чем угодно: на
пиле, на камешках... Каждый инструмент создает определенный образ. Арфа,
например, - это связь древней эпохи с нашим временем.
Александр Гнездилов: Скорее возникают
сложности с отбором. Все не притащить на сцену.
Корр: "День Ахтавара" - это Ваш единственный
альбом? Что он в себя включает?
Сергей: Да, это
наш единственный альбом. Но он каждый раз играется по-разному. Это сюита,
т.е. совокупность вещей, объединенных каким-то замыслом. Часто эти вещи
могут быть не связаны друг с другом или связаны только по внешним
признакам. Наша музыка - это, в основном, импровизация, но, как нам
кажется, все 12 частей "Дня Ахтавара" связаны не только внешне. Они
вытекают одна из другой.
Корр: Этническая музыка всегда неотрывна от
определенной культуры. Чем вас привлекают именно скифы?
Сергей: Может быть музыканты на самом деле
и есть кочевники по своему духовного настрою. Мы не претендуем на то, что
играем музыку скифов такой, какой она была много веков назад. В "Дне
Ахтавара" действительно много этнических, фольклорных мотивов, но есть и
восточные медитативные и даже джазовые.
Корр: Вы планируете выпуск этого альбома на
аудио?
Сергей: Не знаю. Послушаем записи с
концертов, если они нас устроят, то, может быть, да.
Корр: Что мешает записаться в студии?
Сергей: С этим альбомом трудно записываться
в студии. Когда играешь эту музыку, обязательно должна быть обратная
связь. Это, как джаз. По-моему никто не записывает джаз в студии.
Корр: К слову об обратной связи - что для вас
самое приятное в концертах?
Сергей: Исполнять
так, чтобы нравилось публике, чтобы чувствовать, что не в пустоту играешь.
На мой взгляд, достойный ответ настоящего музыканта и
достойное обращение к нам, слушателям. Особенно тем, кто претендует на
звание ценителя хорошей музыки. Так что, жаждущие нового и серьезного,
идите - слушайте, и не говорите потом, что не слышали. Кто знает, может
быть, вы найдете то, что вам нужно.
Этнограф-любитель
Александра_Винокурова
http://terra.alt.ru
Музыкальный мастер Государственного Великорусского оркестра "СИБИРЬ", член Международного Союза музыкальных деятелей, член Ассоциации фортепианных мастеров России и "ЕВРОПИАНО", член Российского Творческого Союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов
Биография
Гнездилов Александр Ильич родился 8 апреля 1956 г. в рабочем поселке Шипуново. Профессиональное музыкальное образование получил в музыкальной школе с. Шипуново Алтайского края, в Барнаульском музыкальном училище, а в 1982 году окончил Алтайский Государственный Институт Культуры.
Музыкально-исполнительское мастерство А.И.Гнездилова отмечено дипломом на Первом Межвузовском Конкурсе Сибири и Дальнего Востока в 1980 году.
С сентября 1990 года А.И. Гнездилов - артист, а с 1995 - мастер-реставратор музыкальных инструментов оркестра "СИБИРЬ".
Творческую деятельность в качестве музыкального мастера А.И. Гнездилов начал с усовершенствования алтайских этнографических музыкальных инструментов - топшура, икили, шаманского бубна. Затем у мастера появилась идея соединить конструктивные, технические и музыкальные /акустические, виртуозные/ возможности русской домры и балалайки с американским банджо! Работа увенчалась успехом.
Объектом усовершенствования конструкции стали также русские гусли: звончатые и щипковые; отдельные экземпляры звучат в Барнауле и Москве.
Но особый интерес музыкантов, историков, археологов, этнографов вызывает многолетняя работа А. Гнездилова по реконструкции /воссозданию/ скифской арфы. Первоисточником для этой уникальной работы послужили археологический памятник культуры скифов - струнный музыкальный инструмент /хранится в Эрмитаже, г. С.-Петербург/ и его научные описания, выполненные С.И.Руденко, руководившего археологическими раскопками скифских курганов-захоронений в местностях Пазырык, Башадар /ныне территория Республики Алтай/. А. Гнездилову удалось успешно решить проблему аутентичного воспроизведения археологического памятника из аналогичного местного природного материала. Мастер, сохранив точные пропорции, размеры, конструктивные особенности скифской арфы и добавив утраченные элементы, по сути создал не "мертвую" копию останков, а "живой" музыкальный инструмент, вернув ему голос, которым около трех тысяч лет тому назад наслаждались наши предки.
В настоящее время А.Гнездилов продолжает работать над усовершенствованием этого уникального инструмента, используя современные технологии и свой опыт, стремится обогатить конструкцию инструмента новыми акустическими и виртуозными возможностями, тем самым открыв путь скифской арфе к широкой слушательской аудитории.
Отдельные экземпляры, как аутентичной, так и усовершенствованной скифской арфы, заняли места в экспозициях Государственного музея истории, литературы и искусства Алтая /г. Барнаул/, Музея театрального и музыкального искусства /г. Санкт-Петербург/, Музея старинных музыкальных инструментов при Новосибирской консерватории им. М.И.Глинки. Скифскую арфу можно услышать на концертах ансамбля "Караты-Каан" /Республика Алтай/, Театра песни Е.Камбуровой, в составе ансамблей артистов оркестра "СИБИРЬ" и других музыкантов Барнаула и Новосибирска.
http://www.altairegion.ru/biz/orchestra/kollektiv/index.shtml?6
|